Пособие по покупке подержанного автомобиля

Алексей Лебедев 10 августа 2017

Новая машина для многих наших автолюбителей до сих пор остается несбыточной мечтой. Немудрено, что с годами вторичный рынок автомобилей не только не чахнет, а напротив, растет весьма впечатляющими темпами. Сотни марок, тысячи моделей автомобилей, десятки тысяч объявлений на любой вкус и кошелек – выбирай все что душе угодно. Меж тем купить действительно стоящий подержанный автомобиль удается немногим. Неопытные автолюбители зачастую покупают откровенный хлам, а некоторым и вовсе приходится иметь дело с аферистами, готовыми «развести на деньги» при первой же возможности.

Так как же выбрать тот самый автомобиль, который верой и правдой будет служить своему новому владельцу долгие годы? Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. А вот обезопасить себя от явно проигрышных вариантов не так уж и сложно. В первую очередь стоит понимать, что хороший автомобиль не может стоить дешево. Так что если вы ищете более-менее беспроблемное авто, то от самых дешевых предложений придется отказаться сразу же. Обычно низкую стоимость продавцы оправдывают строительством жилья, поспешным отъездом за границу или ничего не значащим «нужны деньги». Но, согласитесь, терять приличную сумму вместо того, чтобы потратить на продажу автомобиля на пару дней больше, ни один здравомыслящий человек не станет. В конце концов недостающие для покупки жилья деньги можно одолжить у друзей или взять кредит в банке.

Самые дорогие экземпляры из тех, что выставлены на продажу, также вряд ли заслуживают внимания. Переплата не гарантирует, что автомобиль находится в идеальном состоянии. Хотя многие до сих пор считают иначе, чем и пользуются наглые самоуверенные продавцы, неспособные или специально не желающие адекватно оценить состояние своего автомобиля. Естественно, солидный ценник может быть оправдан дорогой комплектацией, но в случае с подержанным автомобилем это явно не то, что должно стать основным стимулом к покупке. Даже самые надежные электронные системы и механизмы имеют свойство рано или поздно ломаться, и чем больше их будет в выбранном вами автомобиле, тем в перспективе больше придется тратить на ремонт и обслуживание.

Определив ценовые рамки на выбранную модель, можно переходить к поиску конкретного экземпляра. Причем начинать можно даже с тех автомобилей, которые немного не вписываются в ваш бюджет. Как бы бережно уже практически бывший владелец ни относился к своему любимцу, мелкие недостатки в любом случае будут у любого автомобиля. Остается отыскать их, после чего аргументированно предложить продавцу немного снизить цену. Заметьте – аргументированно! Если же попросить о дисконте сразу же, то в большинстве случаев вы услышите отказ. Во многом ситуация с куплей-продажей автомобиля напоминает поиски работы. Как бы ни был хорош соискатель, но его вопрос в лоб о зарплате работодателя, который к тому же не видел новичка в деле, скорее, разозлит.

Впрочем, иногда продавцы не хотят сбавлять цену даже после того, как им в открытую укажут на недостатки автомобиля. Вариантов дальнейших действий здесь два. Первый – попрощаться и отправляться на поиски другого автомобиля. Второй – найти недостающую сумму и все-таки купить понравившийся экземпляр. Как ни крути, а время нынче тоже на вес золота. Иногда бывает лучше немного переплатить, чем тратить дни и недели на поиски другого экземпляра. И ведь не факт, что найденный автомобиль окажется лучше и дешевле того, от которого пришлось отказаться.

Покупать автомобиль лучше у частника. При прочих равных он продаст гораздо более «честный» автомобиль, чем какая-нибудь торговая площадка, работа которой построена по принципу «купить дешевле – продать дороже». Само собой, что в погоне за рублем автомобильные бизнесмены не гнушаются скручиванием пробега и другими видами «предпродажной подготовки», в ходе которой недостатки не устраняются, а маскируются. В пользу варианта с покупкой автомобиля у собственника говорит и то, что он может рассказать всю историю автомобиля. Естественно, наивно было бы ожидать, что потенциальному покупателю расскажут о проблемах, но от коммерсантов чаще всего не удается добиться вообще никакой информации.

К сожалению, отличить менеджера «серого» автосалона от настоящего собственника не так-то просто. Умело маскируясь, бизнесмены пишут в объявлениях знаменитое «перекупов прошу не беспокоить» и подписывают под телефоном женское имя. Их цель понятна – потенциальный покупатель должен совершить звонок. Уверить его в том, что продажей авто занимается двоюродный брат владелицы – дело техники. Очень правдоподобно будущему покупателю расскажут и о том, почему у пятилетнего автомобиля за это время сменилось уже несколько владельцев. Но как бы ни была сладка «правда», обманываться не стоит. Чем меньше владельцев было у автомобиля, тем больше шансов, что последний находится в неплохом техническом состоянии.

На объявления с фото плохого качества время тратить не стоит. Если владелец автомобиля не потрудился помыть его и сфотографировать со всех ракурсов, то вряд ли можно рассчитывать на то, что он утруждал себя своевременным техническим обслуживанием и ремонтом. К тому же некачественные или нечеткие фотографии можно расценить как попытку что-то скрыть. Адекватные же продавцы, напротив, сфотографируют видимые проблемные места автомобиля, что позволит сразу же отсечь тех покупателей, кто не готов мириться с подобными недостатками. Кстати, если какой-то элемент автомобиля показался вам подозрительным, то ничто не мешает попросить продавца дополнительно сфотографировать его. В наш век смартфонов и мобильного интернета получить нужные фотографии можно будет уже через пару минут.

Непосредственный осмотр автомобиля лучше производить с тем, кто в них действительно разбирается. Взять с собой «группу поддержки» желательно еще и потому, что одурачить сразу нескольких людей продавцам-мошенникам гораздо сложнее. Хотя и один покупатель, вооруженный соответствующими знаниями, в данном случае тоже «в поле воин». Уже на этапе первичного осмотра можно заметить перекрашенные детали. Сам факт их наличия криминалом не является, но несколько дополнительных вопросов наверняка задать придется. Если владелец предоставит заказ-наряды и докажет, что перекрашивалась, например, небольшая потертость, то отказываться от дальнейшего осмотра не стоит. Как ни крути, а среди подержанных автомобилей в возрасте абсолютно целых экземпляров практически нет.

Дальше – осмотр салона автомобиля. Накладки на педалях, кожа на рулевом колесе, салонный пластик – все это выдает истинный пробег автомобиля. И на данном этапе крайне важно соотнести, насколько пробег на одометре соотносится с пробегом, который видят ваши глаза. Но не забывайте, что автомобиль автомобилю рознь. На доступных «корейцах» кожа на руле может потерять товарный внешний вид уже через 50-60 тысяч километров пробега, а то время как на дорогом Porsche с таким же пробегом она будет казаться нетронутой.

Не стоит отказываться и от помощи появившихся не так давно сервисов, позволяющих бесплатно или за небольшую плату узнать о прошлом автомобиля. Зная VIN, можно за считанные минуты узнать истинный год выпуска автомобиля (некоторые продавцы любят молодить авто на год) или уточнить, использовался ли автомобиль в коммерческих целях. При должном старании откровенно непроходные экземпляры можно отсеять, сидя за экраном компьютера, не утруждая себя не то что осмотром, а даже общением с продавцами.

После того как все этапы, предшествующие непосредственно покупке автомобиля, будут выполнены, останется самое важное – холить и лелеять своего нового любимца. Пройдут годы, и уже вам придется отвечать на каверзные вопросы тех, кто подыскивает для себя подержанный автомобиль.